Тимур Агрба (agrba_timyr) wrote,
Тимур Агрба
agrba_timyr

Categories:

Теряют ли абазины свой язык?

21/02/2014
Если судить по результатам анкетирования, проведенного организацией «Алашара» среди старшеклассников школ абазинских населенных пунктов, на вынесенный в заголовок вопрос следует ответить отрицательно. Ибо 278 человек из 336 опрошенных (почти 83%) утверждают, что понимают абазинский язык, а также говорят, читают и пишут на нем. 27 человек понимают и говорят, но не читают и не пишут на абазинском. 24 человека – только понимают язык. Вообще не знают абазинского языка 7 старшеклассников (2%).

Жители других аулов часто упрекают инжич-чукунцев и эльбурганцев в том, что они предпочитают говорить на черкесском языке, а не на своем родном. Между тем, только в этих двух аулах все участники анкетирования ответили положительно по всем четырем позициям (понимаю, говорю, читаю, пишу). Во всех остальных есть такие, кто или не пишет и не читает, или не говорит, или вообще не знает языка. При этом в Кара-Паго, а также в Старо-Кувинске и Ново-Кувинске (вместе) в старших классах учатся только по 1 человеку, которые не читают и не пишут, но понимают и говорят.

Сложнее, если судить лишь по общей статистике, обстоит дело в Апсуа и Малоабазинке, где по 3 человека в каждой школе не знают абазинского языка. С учетом того, что и численность старшеклассников в этих аулах невелика (9 и 22 соответственно), удельный вес не владеющих абазинским языком среди них выглядит угрожающе, особенно в Апсуа (1/3). В Малоабазинской школе к тому же еще 5 человек только понимают язык, но не говорят на нем. Но здесь надо иметь в виду, что в этих школах учатся и иноязычные дети (не абазины). И незнание абазинского языка для них вполне естественно.

То же самое можно сказать и о статистике школ аула Кубины и поселка Московского (6-я школа), где также учится много представителей других национальностей. Анкетирование в них шло в один день, и подсчет велся в общем по двум школам. Согласно ему, в этих школах 7 учащихся старших классов понимают, говорят, но не читают и не пишут на абазинском. Еще 8 человек только понимают язык. (В опросе участвовало 60 человек).

Тем не менее, вряд ли стоит успокаивать себя. Ведь есть еще такое понятие, как уровень владения языком. Современный разговорный абазинский язык изобилует заимствованными из других языков (особенно – русского) словами. И если учащиеся наших школ владеют именно таким языком (а это, скорее всего, так), то вопрос, заданный в заголовке этого материала, остается актуальным.



Интересовалась организация «Алашара» в своих анкетах и тем, насколько наши дети любят читать и кто их любимые абазинские авторы. В этом опросе участвовало 285 старшеклассников – им не были охвачены учащиеся Псыжской школы №1, где анкетирование по языку прошло раньше, чем в других школах. 17 учеников признались, что вообще не любят читать, 124 ограничиваются школьной программой. Классической, исторической литературой интересуются 144 человека – чуть больше половины опрошенных. Много это или мало – судить вам.

Среди самых популярных абазинских литераторов лидирует Керим Мхце – его в числе своих любимых поэтов и писателей назвали 116 учеников. Причем, в Инжич-Чукуне его указали 69% опрошенных, в Апсуа, Красном Востоке и двух Кувинских аулах – более 40%. Еще одна любопытная деталь: Керим – один из трех авторов (наряду с Татлустаном Табуловым и Микаэлем Чикатуевым), у которых есть поклонники во всех абазинских аулах. При этом К.Мхце почти везде вошел в тройку лидеров. Исключение составляют только Кубина и Московский, где вне конкуренции Джемуладин Лагучев, который, как известно, был родом из Кубины. Его назвали две трети учащихся. Больше голосов, чем Мхце, в этих школах набрали Т.Табулов (21), а также другие уроженцы Кубины: Мухадин Дагужиев – 21, Кали Джегутанов и Бемурза Тхайцухов – по 20.

Б.Тхайцухов, хотя и родился в Кубине, вырос в Красном Востоке и похоронен там же. И родным аулом он больше считал именно Красный Восток. Но в этом ауле учащиеся оказались менее подверженными «местечковости» - Бемурза Хангериевич с 16 голосами занял здесь ту же 4-ю строчку, что и Кубине. В процентном отношении тоже его показатели по обоим населенным пунктам примерно равны. Другой уроженец Красного Востока Шахимби Физиков на своей малой родине набрал 15 голосов и оказался на 5 месте. А первые три строчки заняли М.Чикатуев (27 голосов – 53%), Т.Табулов (25 голосов) и К.Мхце (22 голоса).

Хорошую географию популярности имеют также Кали Джегутанов, Бемурза Тхайцухов, Пасарби Цеков и Мира Тлябичева – в 8 местах из 9 (с учетом того, что Старо-Кувинск и Ново-Кувинск мы считаем за одно место, так же как и Кубину с Московским) их назвали в числе любимых авторов. Мухадина Дагужиева почитают только в Кубине и Эльбургане, Фатимат Апсову – в Кубине и родном Кара-Паго. Только в Кубине (с Московским) у каждого из наших литераторов есть хотя бы один поклонник.

Для читателей может быть интересным и расклад писателей и поэтов по тому, в каком ауле кто набрал больше голосов. Удовлетворим и такое любопытство. В Эльбургане, Кара-Паго и Старо-Кувинске (с Ново-Кувинском) это Татлустан Табулов. В Инжич-Чукуне, Псыже (школа №2) и Апсуа – Керим Мхце. При этом в Апсуа он делит первую строчку с Мирой Тлябичевой, а в Инжич-Чукуне – с Микаэлем Чикатуевым. Микаэль Чикатуев, как мы уже упоминали, набрал больше голосов и в Красном Востоке, а Мира Тлябичева – в Малоабазинке. Ну и повторим результат опроса в Кубине – там лидирует Джемуладин Лагучев.

Можно ли проследить здесь какие-то закономерности?

Наверное, закономерным можно назвать лидерство в списке Керима Мхце. Так же, как и присутствие в первой тройке Микаэля Чикатуева. Второе место Татлустана Табулова объясняется, вероятнее всего, уважением к нему как к просветителю, фольклористу, разработчику абазинского алфавита и основоположнику абазинской литературы. Собственно литературное творчество у него все-таки не столь широко представлено. Несколько удивляет не очень высокие показатели Кали Джегутанова (43) и Бемурзы Тхайцухова (42) – авторов самых известных в абазинской литературе исторических романов «Золотой крест» и «Горсть земли».

В целом же результаты анкетирования свидетельствуют о том, что интерес к абазинской литературе у современных школьников есть. И задача учителей и самих авторов – поддерживать и подогревать этот интерес, создавая и популяризируя лучшие образцы родной литературы.



Оригинал
Tags: Абазины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments