Тимур Агрба (agrba_timyr) wrote,
Тимур Агрба
agrba_timyr

Category:

3. Исламский банкинг



ЦБ рассматривает возможность работы в России исламского страхования

Лишившись в результате санкций в 2014 году доступа к международному банковскому кредитованию, представленному преимущественно западными финансовыми институтами, Россия в буквальном смысле "обратилась на Восток". Диверсифицируя иностранные источники инвестиций, Россия уже утвердилась в Китае, совместно с которым и в партнерстве с другими странами были созданы такие международные финансовые институты развития, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Новый банк развития БРИКС. Кроме того, в стране активно работает Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), а Внешэкономбанк (ВЭБ) в прошлом году подписал несколько кредитных соглашений с банками Китая на сумму более $3,5 млрд.

В этом году ВЭБ приступил к выстраиванию партнерства между Россией и Ближним Востоком, заявил глава Внешэкономбанка Сергей Горьков на саммите в Казани. "Мы сильно продвинулись в плане сотрудничества с нашими дальневосточными партнерами, теперь надо "второй ногой" встать на Ближнем Востоке. Мы строим систему, которая станет мостом между Россией и исламским миром", - сказал Горьков.

(...)

Налоговые ограничения
Так как в исламском банкинге все операции представлены товарно-денежными сделками, предполагающими взимание НДС, возникает двойное налогообложение - при покупке кредитной организацией необходимого товара и продаже его клиенту, что неизбежно влечет повышение стоимости банковского продукта, отмечает директор Центра развития исламской экономики и финансов Искандер Исхаков.

Несмотря на то, что российский бизнес выработал способы обхода законодательства, вопросы его совершенствования снимать с повестки нельзя, считает эксперт. "Полноценное эффективное использование инструментов исламских финансов без изменения в налоговое законодательство будет ограничено, они не будут конкурентоспособными", - говорит он.

Альтернативный банкинг в условиях санкций
Пока этих изменений не произошло, привлекать исламское финансирование удобнее в международных юрисдикциях, считают эксперты. Внешэкономбанк в ближайшее время откроет представительства в Абу-Даби и Бахрейне, сообщил глава госкорпорации.

"Новая стратегия ВЭБ предполагает ориентацию на страны Ближнего Востока и страны исламского мира. Мы предполагаем, что ВЭБ в ближайшее время откроет представительство в Абу-Даби, мы планируем открыть лизинг в Иране, представительство в Бахрейне и еще ряде стран", - сказал Горьков.


http://tass.ru/ekonomika/4267011

МАГАС, 23 января 2018, 11:19 — REGNUM Исламские банки появятся в Ингушетии, как только система исламского банкинга будет запущена в России. Готовность республики к этому процессу поручил проработать глава региона Юнус-Бек Евкуров. В настоящее время Ингушетия уже начала сотрудничать с частными исламскими фондами в этом направлении, сообщили ИА REGNUM 23 января в пресс-службе постоянного представительства региона в Москве.

«Тем не менее в последние годы исламский банкинг начали активно прорабатывать в России. В том числе это связано с тем, что в 2008 году, когда был сильный банковский кризис, исламские банки оказались единственными, кого этот кризис не затронул. И, конечно, многие страны, в том числе Россия, заинтересовались в том, чтобы внедрить такую форму банкинга, потому что она довольно устойчива», — заявил Торшхоев.

Подробности: https://regnum.ru/news/2370938.html

Предполагается что до конца года Сбербанком будут запущены 2-3 финансовых продукта на принципах исламского банкинга. Кроме того, будет развиваться сделка, заключенная в январе 2017 года с татарстанской лизинговой компанией.

Актуальность развития исламского банкинга определённые круги в России связывают с тем, что пока действуют западные санкции, для России недоступны дешёвые займы на Западе. И исламский банкинг может стать допуском к весьма серьёзным активам в Азии и на Ближнем Востоке.

В Госдуме России разработаны законодательные поправки, разрешающие осуществление банками торговой деятельности. Дело в том, что в текущий момент законодательство запрещает кредитным организациям заниматься торговой и производственной деятельностью помимо тех случаев, когда она осуществляется для удовлетворения собственных нужд. А в исламском банкинге, наоборот, банки участвуют в торговых операциях клиентов. Например, в рамках мурабахи банк закупает товар в интересах клиента и перепродаёт их ему, получая доход. Или байалжил – договор купли-продажи по отсроченной согласованной цене. Ьанк покупает товар и продаёт его клиенту в рассрочку, по повышенной стоимости. Есть истисна – банковский продукт, созданный для финансирования длительных и значительных проектов.

Спрос на инвестиции в Россию и ПФО в частности на принципах исламских финансов есть: Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ. Может подключиться Иран. И даже – Сирия, когда там уляжется война.

https://newizv.ru/news/politics/01-07-2017/islamskiy-banking-mozhet-smyagchit-zapadnye-sanktsii-dlya-rossii

В Иране, Пакистане и Судане финансовая система полностью подчиняется исламским нормам, и все банки этих стран являются исламскими. В таких мусульманских странах, как Малайзия, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Бруней присутствуют банки обоих типов, причем число обычных банков также достаточно велико. Читай также: Что нужно знать о пластиковых картах и безналичном расчете Кредитной деятельностью по законам шариата занимаются в том числе и немусульманские финансовые организации, в частности, UBS и Citigroup. А европейские бизнес-школы все чаще открывают факультеты и отделения по исламским финансам. Ранее сообщалось, как можно вернуть деньги, которые украли с банковской карты.

Источник: http://dengi.ua/finance/297724-Islamskij-banking--osobennosti-i-interesnye-fakty

Исламские банки развиваются быстрее традиционных, мусульмане ежегодно вкладывают 1,8 трлн долларов в исламские банки. Об этом в мае 2016 года сообщил заместитель министра экономики ОАЭ Абдулла аль-Салех на саммите в Казани.

"Исламская экономика развивается стабильно, наши исламские банки развиваются более быстро, чем традиционные банки, это особенно важно в условиях увеличения количества мусульман в мире, - сказал замминистра. - Мусульмане ежегодно вкладывают 1,8 трлн долларов в исламские банки, это свидетельствует о том, что есть высокие перспективы для развития исламского банкинга". По словам Салеха, ОАЭ занимают второе место после Малайзии среди исламских государств, которые осуществляют исламский банкинг, первый исламский банк в мире был открыт в 1975 году в Дубае.

2015: Первый исламский банк открылся в Германии
Летом 2015 года в Германии открылся первый исламский банк, сообщает Deutsche Welle[5]. Банк под названием KT Bank AG принадлежит кувейтско-турецкому финансовому институту Kuveyt Turk Bank. Банк открыт для оказания финансовых услуг немецким мусульманам.

По оценкам KT Bank AG, исламская аудитория Германии насчитывает 4–5 млн человек. Более того, банк намерен привлекать инвестиции от малого и среднего бизнеса, торговцев недвижимостью, а также инвесторов из Кувейта.

Банк не будет участвовать в финансировании торговли оружием, алкоголем и табаком, а также, согласно постулатам ислама, не может взимать проценты. Таких "этических" финансовых институтов в мире, в том числе арабском, не так уж много. В Турции, например, они составляют от 5 до 7 процентов от общего числа банков[6].

Инвестиции в Россию из стран Организации исламского сотрудничества
Специалисты оценивают, что потенциальные инвестиции в Россию из стран Организации исламского сотрудничества (ОИС) могут составить 150 млрд долл. Исламские финансы – быстро растущий сектор экономики, открывающий огромные ресурсы (при правильном умении им пользоваться), которые особенно актуальны сейчас, когда доступ к западным финансовым рынкам для российских бизнес-структур крайне осложнен. Помимо этого, значительная часть мусульманского населения СНГ может быть гораздо более активно вовлечена в финансовые потоки, в т. ч. в рамках карточных операций, в случае совместимости последних с ИФ. Примером тому могу служить Татарстан и Казахстан. При этом проблемы лежат, скорее, не в технологической сфере, а в признании существования этого сектора экономики и полного согласования с законами РФ. В глобальном масштабе для того чтобы открыть этот глобальный сектор для России, нужно совсем немного.

http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Исламский_банкинг_%28индустрия_долевого_финансирования%29

Мировой опыт

Действие "исламского банкинга" давно вышло за границы стран, традиционно исповедующих ислам. Доктор исторических наук Александр Оришев в своей работе "Исламский банкинг в Европе" рассказывает: "В августе 2004 года произошло событие, которого долго ждали европейские мусульмане и бизнесмены Востока. Оно во многом стало поворотным моментом в истории развития исламского банковского дела: в Лондоне был учрежден Исламский банк Великобритании (IBB) – первый полностью исламский банк в Европе, получивший лицензию на право банковской деятельности в стране. Все свои операции IBB получил право осуществлять в соответствии с шариатом, но в рамках действующего банковского законодательства Великобритании".

Стоит признать: в "исламском банкинге" существуют разнообразные финансовые инструменты. Среди них кредитование покупок – банк приобретает товар по одной стоимости, а продает по другой цене. Пока долг не погашен, собственником выступает банк, а пользователем – заемщик. Заемщики могут брать и деньги. В этом случае кредитор получит благодарность в виде оговоренной суммы.

https://spbdnevnik.ru/news/2018-02-28/po-zakonam-shariata--kak-rabotaeyt--islamskiy-banking--na-beregakh-nevy

Закон или судебный прецедент?

Участники сессии указали, что есть два пути внедрения исламского банкинга в мире, если не считать объявление ростовщичества вне закона, что имеет место быть только в трех странах — Иране, Судане и Пакистане.

Первый путь — это адаптация исламского банкинга к действующему законодательству, как правило, путём введения отдельных законов. Но чаще всего они не могут предусмотреть всех нюансов и сложностей при реализации.

Второй путь — это инкорпорация отдельных элементов, легализующих принципы исламского финансирования, через судебные решения, которые регулируют договорные отношения инвесторов и партнеров. Это характерно для стран, принимающих принципы английского прецедентного права — Британии, Малайзии и других. В последнее время к такому способу решения трудных проблем склоняются и в Казахстане.

По мнению депутата Госдумы от Карачаево-Черкесии Расула Боташева, исламский банкинг для России - хороший экономический инструмент.

"Для России исламский банкинг или партнерское финансирование — это хороший экономический инструмент. Нужно сделать всё, чтобы он состоялся, вне зависимости от названия. Должен быть принят закон", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла", отметив при этом, что не осведомлен, есть ли конкретный законопроект по исламскому банкингу в профильных комитетах Госдумы.

"Традиционные" банки как фактор торможения

Идея внедренного исламского банкинга утопично выглядит в современной России, считает глава представительства Международной ассоциации исламского бизнеса (МАИБ) в Дагестане Абдула Муташгаджиев, который не принимал участия в саммите.

"Представители традиционного банкинга видят, не без оснований, серьезную угрозу для размеров своей прибыли при внедрении принципов иного, этичного банкинга, и гласно или негласно выступают против", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".


По его словам, МАИБ начинает оперативную работу в Дагестане.

"Уже имела место встреча с председателем правительства (Артемом) Здуновым. Активно сотрудничаем в привлечении инвестиций в ряд отраслей, прежде всего, мусоропереработка, очистные сооружения и другие. Удалось заинтересовать турецкого инвестора. МАИБ выступает как посредник, в том числе вырабатывая правовые условия для гарантий инвестору. Турецкий инвестор входит не на один год, проект рассчитан на десять лет. Именно такой срок понадобится для того, чтобы осуществить задуманное и "отбить" инвестору его вложения. Конечно, ему при этом требуются дополнительные гарантии устойчивости его деятельности. Скорее всего, это будет иметь форму государственно-частного партнерства. Все участники инвестиционного проекта будут работать за вознаграждение долей прибыли от бизнеса, в зависимости от степени участия в проекте, будь это вложенные средства или труд. Но это не будет иметь форму получения процента за одолженные деньги", - рассказал Муташгаджиев.


Пока нет сверху четкой директивы внедрить исламский банкинг, все останется на уровне обсуждений

"Зарубежным инвесторам в России такое вложение денег в дело неинтересно. Разговоры об иностранных инвесторах в абсолютном большинстве случаев ничем не заканчиваются. Дальше рамочных соглашений дело не продвигается обычно. Зачем туркам вкладываться в Дагестан или в какой-то другой регион России, чтобы столкнутся с большим количеством сложностей? Им что, у себя плохо? У них там гораздо более комфортная среда, все налажено, субсидии от государства есть. А в Дагестане, да и в других регионах, обстановка, не совсем располагающая к инвестированию", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, в настоящее время предприниматели, которые принципиально не желают брать кредиты под проценты для развития бизнеса, практически сами находят себе инвесторов в стране.

"Предприниматели встречаются, знакомятся, общаются между собой, презентуют свои проекты. Если находят взаимный интерес, то обговаривают условия и заключают договор. Например, некий человек хочет открыть ресторан. Узнает через друзей, кто может финансировать это дело, ведет переговоры с ним. Инвестор может согласиться, к примеру, выделить 10 миллионов рублей и 30% от прибыли. Договор заключают в присутствии двух-пяти свидетелей, они же поручители, и работа начинается. При этом, им не требуется какое-то отдельная финансовая структура для этого. В Дагестане 50-60% бизнеса именно так устраивается. Это весьма эффективный способ", - рассказал он.


http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/320365/

Исламские нормы ведения бизнеса на сегодня вызывают в мире всё больший интерес. Исламский банкинг внедряется не только в восточных и азиатских странах, которым он традиционно близок, но и в последние годы встраивается и в финансово-банковскую систему многих европейских государств. В Европе действует уже не один десяток крупных исламских инвестиционных банков. В Старом Свете готовы и поправки внести в действующие законы для внедрения исламского банкинга. В России же его создание вступило ещё только на стадию обсуждения в определённых кругах и принятия отдельных мер по разработке площадки для продвижения исламских финансов в будущем. Специалисты по исламским финансам, в свою очередь, уверяют, что банкинг по нормам шариата не выбирают только те, кто ничего о нём не знает.

(...)

. — Как обстоит в мире ситуация с развитием исламского банкинга? Где наблюдаются особенные успехи? — По последним данным, сегодня общий рынок исламских банковских услуг составляет около 920 миллиардов долларов США, который, согласно прогнозам, к 2020 году вырастет более чем на 1,6 триллиона долларов США. Это вполне впечатляющие суммы. Основными игроками в этой сфере, конечно, являются страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии, в особенности Малайзия. — Малайзию часто называют мировым центром исламских финансов. Чем она это заслужила? — Интерес Малайзии к исламскому банкингу, да и вообще к исламской финансовой системе, появился ещё в начале шестидесятых годов прошлого века, когда в стране создали «Табунг Хаджи» — совет по управлению фондом паломников. Этот фонд инвестирует сбережения, вкладываемые местными мусульманами, которые намереваются со временем накопить необходимую сумму, чтобы совершить хадж. Здесь речь идет о беспроцентном инвестировании. «Табунг Хаджи» до сих пор очень эффективно работает. В 1983 году в Малайзии был учреждён первый исламский банк Bank Islam Malaysia Berhad (BIMB), а позднее были открыты уже и другие исламские банки и исламские финансовые институты. Как я уже сказал, размер оборотного капитала в исламском банкинге, не говоря уже об исламской финансовой системе в общем, составляет сотни миллиардов. Это, конечно, большой успех.

(...)

Однако я бы хотел пояснить еще одну вещь. Многие наши сограждане неправильно воспринимают суть самого исламского банкинга. Они полагают, что исламский банк приживётся и будет процветать там, где больше мусульман. И так как основное население Ингушетии состоит из мусульман, то мы окажемся лидерами по сравнению с другими регионами. Однако это не так. Почему? Потому, что исламский банк — это, прежде всего, не благотворительная организация какая-то, а самый настоящий банк, который ориентирован чисто на увеличение своего оборотного капитала и получение наибольшей прибыли посредством различных инвестиционных проектов с использованием финансовых инструментов на основе норм шариата. Хотя и здесь есть преимущество, так как, в отличие от традиционных банков, в исламском банке уделяют больше внимания улучшению социально-экономических условий жизни населения, но это никак не является главной повесткой дня исламского банкинга.

Источник: «Ингушетия» - интернет-газета



http://gazetaingush.ru/intervyu/gapur-oziev-o-perspektivah-razvitiya-islamskogo-bankinga-v-rossii

Исламский банк не торгует временем и деньгами, но может делать наценку, используя такие финансовые инструменты, как аренда и перепродажа, а также требовать возврат долга в суде. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал директор департамента риск-менеджмента и комплаенса исламских финансов АО "Аль Сакр Финанс" Адильбек Рыскулов, отвечая на вопрос о разнице между исламским и традиционным банкингом.

Также он добавил, что если традиционные банки рассматривают штрафы как одну из форм получения прибыли и заинтересованы в том, чтобы штрафы были крупными, то для исламского банка это лишь дисциплинирующая мера. Взыскав штраф, исламский банк не может зачислить эти деньги себе в прибыль, а обязан направить их на благотворительность. Получение прибыли путем взимания штрафов запрещено с точки зрения шариата. Эксперт рассказал, как зарабатывают исламские финансовые организации. Существуют три основных направления: торговля, аренда и партнерство. "Если мы говорим о торговле, то здесь применяется торговая рассрочка. К примеру, если клиенту необходимо приобрести какой-то товар: машину, квартиру или какое-то оборудование для бизнеса, то банк приобретает это оборудование себе в собственность и перепродает клиенту в рассрочку, но с определенной торговой наценкой. Второй механизм базируется на принципах аренды. Исламская финансовая организация приобретает какой-то объект в собственность и сдает либо в аренду, либо в лизинг на определенный срок. По окончании данного срока он передается клиенту на основании отдельного договора в окончательную собственность. Третий механизм - это механизм партнерства, который применяется исламскими финансовыми организациями как для финансирования клиентов, так и для привлечения депозитов от клиентов. Если это предоставление финансирования на развитие бизнеса, то банк становится одним из участников данного бизнеса, равноправным партнером с определенной долей и разделяет данные риски с клиентом. Если бизнес не пошел, прогорел, то убыток несут и банк, и клиент. Та же самая опция имеется в отношении депозитов. Если клиент открывает так называемый инвестиционный депозит, то прибыль или даже возврат суммы, которая была изначально положена на депозит, не гарантируется. Если банк понесет убытки, то и клиент тоже эти убытки понесет", - рассказал Рыскулов.

Подробнее: https://tengrinews.kz/private_finance/islamskiy-banking-otlichaetsya-traditsionnogo-razyyasnil-339194/

Исламский банкинг в Турции растет стремительными темпами, сказал вице-премьер правительства Турции Мехмет Шимшек на открытии конференции «Исламский бухгалтерский учет и финансирование», организованной в Университете имени Хасана Кальонджу.
По его словам, правительство Турции намерено поддержать исламский банкинг и способствовать его развитию.
«Исламский банкинг — новое направление в банковском секторе. В настоящее время доля исламского банкинга в секторе составляет пять процентов. Мы намерены к 2023 году довести этот показатель по меньшей мере до 15 процентов. Мы стремимся превратить Турцию в важный центр исламского банкинга», — сказал Шимшек.


Ранее президент Международного союза мусульманских ученых Юсуф Аль-Кардави сказал, что в Турции созданы самые оптимальные в мире условия для исламского банкинга. По его словам, наглядным доказательством тому являются развивающиеся в Турции финансовые институты, темпы роста ее экономики, прогресс в сферах туризма и торговли страны.
Аль-Кардави также отметил, что за последние 40 лет мировые финансовые кризисы не сказались на системе исламского банкинга, в отличие от остальных сфер банковского сектора. Наоборот, несмотря на мировые кризисы, исламский банкинг взял реванш и доказал свою устойчивость, сказал Аль-Кардави.

В исламском банкинге свои правила — они согласуются с религиозными канонами ислама. Нельзя взимать ссудные проценты и оперировать средствами, полученными от индустрии «низменных удовольствий», к примеру, от производства и потребления алкоголя и табака. Альтернативой процентному кредиту считают основанное на доверии партнерство (шарика ал-вуджух).
Вместо кредитования в привычном понимании в исламском банкинге есть что-то похожее на проектное инвестирование. Банк тщательно изучает потенциального партнера, устойчивость его бизнеса и его опыт. И в случае положительного решения выдает деньги, получая долю в финансируемом проекте.
Например, вы приходите в исламский банк и говорите: я хочу построить мост, или платную автодорогу. Банк проводит бизнес-экспертизу, определяет экономический потенциал этого проекта, и если он адекватен, то входит в совместное проектирование вместе с вами-инициатором, договаривается о разделе прибыли, но речь идет не о процентах.

http://newsturk.ru/2016/11/05/shimshek-turtsiya-budet-razvivat-islamskiy-banking/

В Крыму принято решение учредить Центр исламского банкинга, который, как обещают организаторы, будет работать на всю Россию. Соответствующее решение было принято 26 апреля на круглом столе в Симферополе, состоявшемся в Совете министров Республики Крым.

Участие в мероприятии приняли заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам национальностей Руслан Бальбек (в недавнем прошлом — вице-премьер Крыма), советник главы Республики Крым Рамиль Ахмеров, председатель Госкомитета по делам национальностей Крыма Заур Смирнов, муфтий Крыма Эмирали Аблаев, президент Международной ассоциации исламского бизнеса Марат Кабаев и президент Фонда развития исламского бизнеса и финансов Линар Якупов. Последний неофициально считается идеологом внедрения исламского банкинга и прочих институтов исламской экономики в Татарстане.

Созданная из участников круглого стола рабочая группа, руководителем которой стал Линар Якупов, рассчитывает открыть в одном из банков полуострова окно для использования исламских финансовых инструментов. Пока, правда, сами инициаторы создания Центра исламского банкинга (ЦИБ) в Крыму полагают, что реально будет создать его по типу лизинговой компании или торгового кооператива, поэтому работать он будет в основном со средним и малым бизнесом. Поскольку исламский банкинг исключает возможность получения процентного капитала, который трактуется как «харамный» (запретный), то функционировать крымский ЦИБ будет в форме соучредителя бизнес-структуры, которая обращается к нему за получением денег: например, предприниматель просит денег на открытие магазина, ЦИБ становится соучредителем этого магазина — из расчета, что 30% заработанной прибыли принадлежит ЦИБ, а 70% - бизнесмену.

Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2017/04/29/posle-neudachi-v-tatarstane-islamskiy-banking-pytayutsya-vnedrit-v-krymu



"Если смотреть на ландшафт стран СНГ, то самое продвинутое в этом смысле государство — Казахстан, где было принято соответствующее решение президента. Там работает один иностранный и ещё несколько национальных банков, которым разрешено использование исламских финансовых инструментов. Ещё один хороший пример — это республика Кыргызстан, где с 2006 года активно работает ЭкоИсламикБанк, начавший работу после того, как правительство приняло соответствующее постановление. На сегодняшний день банком проведено 60-70 тысяч банковских операций", — пояснил Якупов Sputnik Таджикистан.
https://ru.sputnik-tj.com/analytics/20170221/1021737544/islamskiy-banking-tadzhikistan.html

В чем суть исламского банкинга?



По данным МАИБ, объем активов исламского банкинга, которым сейчас пользуются 42 млн человек в разных странах, превышает $2 трлн, доходность составляет в среднем 12,6% годовых. По прогнозам ассоциации, к 2021 году объем активов подобного банкинга составит $3 трлн.


Сбербанк предложит банковские услуги по нормам ислама
— России важно развивать сотрудничество со странами Ближнего Востока, — отметил партнер KPMG Вугар Алиев. — С помощью исламского банкинга строятся «умные» города, финансируются экспортно-импортные операции.

По его данным, ежегодный рост числа операций с соблюдением исламских норм составляет 9,5%.
https://iz.ru/714107/anastasiia-alekseevskikh/islamskie-finansy-stanut-dostupnee

Если подводить итог, то за эти восемь лет была проделана большая работа. Важным элементом является то, что впервые на русский язык были переведены все международные шариатские стандарты по исламским финансам. Здесь на выставке они тоже презентуются, включая стандарты организации бухучета и аудита исламских финансовых учреждений. Для рынка это очень большое подспорье, что можно последние труды и наработки в этой области иметь на руках сразу на русском языке. Финансовая система не может опираться только на коранические аяты и слова Пророка, ей нужны документы, международно признанные стандарты. Теперь российские участники рынка исламского банкинга могут уверенно внедрять эти стандарты в свою деятельность.

(...)

- В целом, в каком состоянии сейчас находится исламский банкинг в общемировом масштабе?

- Начиная с фазы активного роста, исламские финансы никогда не претерпевали упадок. Конечно, в период мирового финансового кризиса 2008 года был небольшой спад, так как кризис отразился на реальном секторе экономики, с которым исламские финансы непосредственно работают, но если мы посмотрим на сводки и отчеты, то увидим стабильный рост доходности. В России последние кризисные годы, включая валютный кризис, сказались на исламских финансовых компаниях, но кратковременно. Сейчас сектор продолжает развиваться, активы не падают, сделки растут, кто-то выходит на Москву и расширяется, хотя этого пока мало для того, чтобы охватить всех, кто хочет участвовать в системе исламских финансов..

http://vestikavkaza.ru/interview/Madina-Kalimullina-Islamskiy-banking-priznan-v-Rossii.html

Банк Дубая: исламский банкинг может стать катализатором для притока инвестиций в РФ
10.05.2018

Исламский банкинг может стать катализатором в привлечении инвестиций из стран Ближнего Востока в российскую экономику. Такое мнение высказал в четверг гендиректор группы Исламского банка Дубая Аднан Чилван на пленарном заседании «Россия — исламский мир: драйвер международной экономики» в рамках KazanSummit, сообщает ТАСС.

«Я считаю, что исламские финансы будут катализатором, который поспособствует вливанию инвестиций в Россию. Исламский банкинг имеет все инструменты для инвестирования в неисламских государствах, странах, которые не входят в Организацию исламского сотрудничества (ОИС). Я имею в виду Великобританию, Гонконг, ЮАР — все они привлекают исламские инвестиции. Если вы посмотрите на смешанный способ привлечения средств, то 60% инвестиций в этих странах пришли с Ближнего Востока, из Исламского банка», — отметил Чилван.

По его мнению, роль исламских финансов в привлечении инвестиций из стран Ближнего Востока в экономику России пока невелика, но есть по крайней мере четыре направления, где она может существенно вырасти. Речь идет об инвестировании в здравоохранение, образование, инфраструктурные проекты и рынок недвижимости.

В этой связи Чилван подчеркнул, что Татарстан может стать своеобразным хабом исламского финансирования в России, поскольку задачи, которые обозначены в стратегии развития республики до 2030 года, сходны с теми, которые решали в свое время власти Объединенных Арабских Эмиратов. «Смарт-медицина, развитие инфраструктуры — это именно то, что ОАЭ делали 30 лет тому назад, поэтому я вижу так много схожего между ОАЭ и Татарстаном. Я думаю, что исламские финансы смогут являться катализатором для привлечения инвестиций с Ближнего Востока, сделав Татарстан хабом исламского финансирования», — отметил Чилван.


http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10452188

Мурабаха: исламская рассрочка Обычные банки в основном зарабатывают на процентах по кредитам, для мусульман ростовщичество (проценты по кредитам и вкладам) — это харам, то есть запрещено. За счет чего же живут «банкиры» в таких условиях? Как оказалось, за счет торговых операций, которые обычным банкам запрещены, а в мусульманских являются основой основ. Фото: Егор Алиев/ТАСС Такая банковская торговля называется мурабаха и очень похожа на классическую рассрочку. Допустим, клиенту нужны деньги на автомобиль. Традиционный банк выдаст ему кредит под определенный процент, а исламский — продаст машину в рассрочку с наценкой, в нее будут заложены расходы на доставку, налоги и прочие издержки плюс предполагаемая прибыль банка. Проще говоря, нужен автомобиль за миллион — банк продаст его клиенту за миллион двести в беспроцентную рассрочку на год. — В кредите деньги делают деньги, а у нас деньги делают товар. Еще Адам Смит много лет назад говорил, что деньги не должны быть сами по себе товаром. Должна работать схема: деньги-товар-деньги. Кредит как устроен? Человек приходит в банк, приносит бизнес-план или просто просит деньги на какие-то потребительские расходы, получает деньги, и за это ему начисляют процент. В нашем случае мы узнаем потребности клиента. Например, ему нужна машина. Мы эту машину покупаем, пригоняем, он в нее садится, заводит. Если все устраивает — с этого момента мы заключаем с ним договор купли-продажи. Теперь он нам должен деньги, и вместе с тем все претензии по машине он также будет предъявлять нам как продавцу, — объясняет разницу между кредитом и мурабахой управляющий дагестанского исламского банка «Саада» Иса Маадинов (в Дагестане организация работает как товарищество на вере). Классический банк не имеет права что-либо продавать, поэтому он выдает кредиты на покупку того или иного товара, в отличие от исламского банка, который фактически перепродает товар клиенту. Что выгоднее — надо считать в каждом отдельном случае. Стоимость условного холодильника, купленного в кредит, складывается из цены магазина + процент по кредиту, а если покупать в мубараху: цена магазина + наценка исламского банка. Если у вас есть выбор, эксперты рекомендуют сначала просчитать оба варианта, а затем подписывать тот договор, который выгоднее.
https://etokavkaz.ru/kavkaz-v-bolshom-mire/5-vazhnykh-faktov-ob-islamskom-bankinge

Исламский банкинг в России: новые банковские технологии?
Бабенкова Светлана Юрьевна
22.03.2017
В марте 2017 года Государственная Дума РФ отклонила законопроект «Об исламском банкинге». По мнению внесшего вышеуказанный проект депутата Дмитрия Савельева: «…исламский банкинг будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций и формированию новой экономики, основанной уже «не на сырьевых деньгах». Также формирование данной системы привлечет в финансовую систему страны деньги мусульман, которых в России насчитывается более 15 млн человек». Необходимо отметить, что в настоящее время в России (Республика Татарстан) функционирует «Центр партнерского банкинга», созданный при содействии Банка России, Национального банка по Республике Татарстан, ПАО «Татфондбанк», Духовного управления мусульман Республики Татарстан, «Исламского банка развития» (Саудовская Аравия).

(...)

Одним из крупных событий в мире российских исламских финансов можно считать привлечение в конце 2013 года средств банком «Ак Барс», посредством исламского инструмента «мурабаха», в рамках исламской синдицированной сделки. При помощи вышеуказанного инструментария банк получил средства на сумму порядка 100 млн. США по ставке 5,37 %.

(...)

Положительные мнения относительно внедрения исламского банкинга или целевого проектного финансирования в России были высказаны в 2016 году Сергеем Глазьевым: «…это вопрос [целевое проектное финансирование] жизненной важности, потому что мы без перехода к целеориентированному кредитованию в экономике обойтись уже не можем. Мы видим, склонность наших банкиров становиться олигархами и ростовщиками непреодолима. Они доведут в конце концов экономику до полной катастрофы, если мы не создадим механизмы целевого проектного финансирования», а также вице-президентом ассоциации региональных банков «Россия» Алиной Ветровой: «Исламские финансы могли бы найти свою ключевую нишу в проектном финансировании. К сожалению, традиционный банкинг, регулирование, отсутствие долгосрочных ресурсов, построение системы российского банкинга на фактически коротких деньгах не дает этому направлению развиваться. Мне кажется, исламские финансы могли бы совершить прорыв, решив проблему проектного финансирования и долгосрочного кредитования». Однако практическая реализация данных проектов невозможна без внесения крупных поправок в действующее российское законодательство, нормативные и иные акты Банка России, регламентирующие деятельность финансовых институтов.

https://va.ivran.ru/articles?artid=7250

В России повышенный интерес к использованию инструментов партнерского банкинга возник в 2014 году с учетом введения западными странами секторальных санкций, которые ограничили доступ на рынок капитала для многих российских компаний, включая Внешэкономбанк. С учетом этого развитие связей со странами исламского мира в торговой, экономической и инвестиционной сферах стало одним из важных направлений деятельности нашего государства, на территории которого проживает более 20 миллионов мусульман.

Для Внешэкономбанка исламский банкинг открывает новые возможности как для фондирования инвестиционной деятельности, так и в части поддержки российского промышленного экспорта.

Мы считаем, что развитие этических финансов окажет положительное влияние на развитие российской экономики и финансовой системы. С появлением нового источника инвестиций возникнут новые финансовые организации, специализирующиеся на исламском банкинге, что добавит конкуренции и поспособствует оздоровлению банковской сферы, появятся и новые финансовые инструменты для участников рынка.

http://www.islam.ru/content/economica/49451
Tags: Исламский банкинг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments